Высоцкий.

Ночью, когда бдительность всей семьи была глубоко усыплена, посмотрел «Высоцкий. Спасибо, что живой». Надо же было составить собственное отрицательное мнение. Перед просмотром уже был «загружен» претензиями многих «авторитетов», в том числе и от Гоблина, чей видео-упрек был вживлен в архив с фильмом, поэтому готов был пофыркать вместе с ними, за компанию. Кстати, претензия Гоблина в том, что, дескать, все в этом фильме воры, включая самого Высоцкого, не выдерживает критики уже потому, что его собственный отзыв был на сворованной копии фильма. Так что ничего не изменилось. Как воровали, так и воруют. Нечего на чужую пенять…
Еще один аргумент недовольных о том, что фильм назван именем Высоцкого, но самого его в фильме нет. Т.е. как нет?! Может вы не тот фильм смотрели? К примеру, ежегодные песни Высоцкого на первом канале, в день его рождения. Абсолютно не согласен с этим упреком. Тогда стоит переименовать фильм Кинг-Конг. Там, вообще, обезьяна в эпизодах снималась. Фильм к Высоцкому имеет непосредственное отношение и без него, его образа, личности не имел бы смысла. А часто или нечасто появляется актер в фильме это вообще не критерий. Да хоть раз и со спины – уже хватит. Дефицита не возникает. Притом, что появляется, он на самом деле, столько сколько надо. Даже пресловутая тема наркоты и та ложится в непревычный контекст, именно потому, что колется Сам Высоцкий, а все остальные так или иначе в этом заинтересованы. Речь же не о наркоте, как таковой! Это очередная грань, за которую готов пойти человек во имя другого, либо только ради себя и банальной наживы. Высоцкого там столько сколько надо. Фырканье критиканов не засчитано.
О резиновой маске, не вижу смысла особо говорить. Как сделали, так сделали. Думаю, что это однозначно, лучший подход к роли, в художественном фильме о Высоцком. Об этом сами создатели как раз и говорили. Никакие, метафоры и вольные прочтения личности и образа не прокатят. Слишком рано еще. Вот лет через сто-сто пятьдесят. Лично я не готов, к примеру, воспринимать пародии на Цоя. Они не прокатывают даже в специальных шоу-проектах. Всегда возникает протест «Это не Он и не похож совсем». Так и здесь. Максимальное приближение из всех максимально возможных. В этом смысле, Безруков молодец (если конечно, это он снимался). Полностью снять, а не спародировать, даже моргание глаз и мелкие ужимки героя, требует полного перевоплощения. Безруков — респект! Были моменты, где создавалось ощущение, что под гримом Вдовиченков. Если так то и ему респект. Хотя, его я не считаю мощным актером. Он одну и ту же роль играет во всех фильмах. Да у всех у них нижняя челюсть вперед вылазит…
Но в таком оживлении любимого героя в фильме кроется и косяк. Во-первых, придираться к похожести зритель, а тем более критики, не перестают, чтобы ты не сделал, а во-вторых, чем ближе к образу в деталях, тем сильнее инстинктивное ощущение дискомфорта. Фильм не документальный и понятно, что человек мертв. Уж лучше сидеть и гадать Безруков или Вдовиченков, чем «да это же сам Высоцкий». Может это с непревычки? Хотя, кто-то этого и не почувствует. Свою комфортную зону похожести/непохожести я нашел и поэтому успокоился на этот счет, и продолжал смотреть дальше.
Еще о многом можно было сказать. А самое главное, что «спасибо», на мой взгляд, говорит не Высоцкий за свое оживление, а говорят или должны сказать те, кто был замешан в этой истории. И прежде всего этот ГБшник. Он сделал для себя практически невероятное. Ведь сказано же в финальных сценах — «…отпуская птичку на волю, сам человек пытается стать свободнее» (ну или что-то в этом духе). Будучи при смерти, обколотый наркотой, дико уставший человек, намного более живой и свободный чем все остальные. Ведь работать Высоцкий готов был и без наркоты, и умереть на сцене, потому что так надо. Никаких сделок с совестью не принимается и разменивать себя даже в мыслях у него нет. Именно в фильме (да и в жизни, наверное) Высоцкий знает себе цену. Только он может решить все проблемы тем, что просто живет или умирает и тем как поступает в жизненной ситуации (и в каждый момент появления на экране). Купить ковер? «Легко». Отмазать от ГБ? «Я щас»
Это что касается большинства упреков в адрес фильма и его создателей. В остальном, у меня как у зрителя, тоже есть упреки и всякие там негодования. Все они легко мной же себе и объясняются. Участие в создании фильма «Первого канала» со всеми своими приемчиками раскрутки, может и позволило собрать бОльшую кассу, но не дала возможности фильму «ударить» соответственно «замаху». Уж роль Безрукова в начале фильма теперь кажется какой-то нелепой и явно не в плюс фильму. Выйди бы фильм по тихому, вот это была бы БОМБА. Никто бы и не говорил про доски обтянутые кумачом, как единственный атрибут, уносящий зрителя в те времена. Ну и конечно, с позиции наивного зрителя, оператор постановщик мог бы и более внушительные картинки снять. Та же пустыня, к примеру, могла значительно обогатить все драматургию путешествия Танюхи. Людские массы – жидковаты. Они (массы) всегда предают картинке максимальную значимость. Это же Высоцкий! Как же без масс. Сэкономили, вообщем. А раз так, то наверняка сэкономили и в более тонких вещах, о которых мы и не подозреваем, но которые призваны поставить творение в раздел шедевров. Но фильм туда не встал. А жаль.

  1. Tyrann0s:

    Хорошо написал, молодец. Надо на досуге тоже посмотреть.

  2. раньше посмотреть хотелось больше галочки, как говориться. действительно много шумихи, которая извратила, испортида интерес к фильму.
    прочитала твою рецензию и захотелось посмотреть, и забыть про все распиаренные придирки.
    респект. звезды поставила)